29 мая 2020 года кафедрой конституционного и международного права ВГУЮ (РПА Минюста России) был проведен круглый стол «Электронные формы волеизъявления граждан в механизме народовластия: организационно-правовые вопросы и перспективы развития»

29 мая 2020 года кафедрой конституционного и международного права ВГУЮ (РПА Минюста России) в формате видеосвязи был проведен круглый стол «Электронные формы волеизъявления граждан в механизме народовластия: организационно-правовые вопросы и перспективы развития».

В работе круглого стола приняли участие ведущие ученые – конституционалисты России, председатели и члены избирательных комиссий субъектов РФ, представители Московской Городской Думы, специалисты и эксперты по вопросам организации государственной власти и местного самоуправления. В качестве аудитории в мероприятии также приняли участие представители профессорско-преподавательского состава, студенты и магистранты Всероссийского государственного университета юстиции и его институтов (филиалов) – Санкт-Петербургского, Казанского, Калужского, Северного, Тульского,  Поволжского,  сотрудники РУДН, Финансового университета при Правительстве РФ, МГЛУ, Петрозаводского государственного университета, ряда других ВУЗов России.

С докладами в рамках круглого стола выступили: заведующий кафедрой конституционного и международного права Всероссийского государственного университета юстиции, д.ю.н., профессор Виноградов Вадим Александрович; заместитель председателя Московской городской избирательной комиссии, к.ю.н. Реут Дмитрий Алексеевич; ведущий научный сотрудник научно-образовательного Центра местного самоуправления Института управления и регионального развития РАНХиГС, д.ю.н., профессор Шугрина Екатерина Сергеевна; профессор, руководитель магистратуры «Управление проектами территориального развития» ИОН РАНХиГС, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления, д.э.н., к.ю.н. Маркварт Эмиль;  профессор кафедры конституционного и международного права Всероссийского государственного университета юстиции, д.ю.н., доцент Ларичев Александр Алексеевич; член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению, председатель экспертного совета Союза российских городов, директор Центра территориальных изменений и городского развития ИПСЭИ РАНХиГС, к.ю.н. Максимов  Андрей Николаевич; председатель Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Московской Городской ДумыКозлов Александр Михайлович; профессор кафедры конституционного права Саратовской государственной юридической академии, д.ю.н., профессор Липчанская Мария Александровна;председатель Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Бахилин Алексей Евгеньевич; старший научный сотрудник Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН, к.ю.н. Петухов Роман Владимирович; профессор кафедры публичного права и правового обеспечения управления Государственного университета управления, старший научный сотрудник Юридического института Южно-Уральского государственного университета (НИУ), д.ю.н., профессор Таболин Владимир Викторович.

В рамках докладов и в ходе связанной дискуссии были затронуты важные вопросы, касающиеся текущих реформ в сфере цифровизации прямой демократии и демократии участия на всех уровнях публичной власти; развития института электронного голосования на выборах и рефрендумах в свете недавних изменений в электоральном законодательстве. 

В своем выступлении д.ю.н., профессор В.А. Виноградов обозначил основные проблемы, связанные с законодательным регулированием электронного голосования и иных форм прямой демократии, осуществляемых с применением новых информационных технологий, привел данные последних опросов общественного мнения относительно одобрения происходящих изменений.  В своих докладах заместитель председателя МГИК Д.А. Реут и председатель Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению МГД А.М. Козлов поделились опытом организации электронного голосования в г.Москва, контроля за его проведением, а также опытом применения цифровых технологий как инструмента вовлечения граждан в решение общегородских вопросов. Опыт организации прозрачной электоральной процедуры, в том числе с использованием электронных инструментов, представил также председатель ЦИК Республики Карелия А.Е. Бахилин.

Д.ю.н., профессор Е.С. Шугрина отметила необходимость развития правового регулирования форм электронной демократии, в том числе применительно к сфере трансформации общественных пространств, внедрению механизмов инициативного бюджетирования. Осуществляемым реформам, как считает Е.С. Шугрина, должны сопутствовать другие меры по повышению доверия к деятельности органов публичной власти.

 К.ю.н. А.Н. Максимов также указал на проблему отсутствия на государственном уровне развитого правового регулирования электронных форм демократии, прежде всего партиципаторной. Как полагает А.Н. Максимов, внедрение электронных технологий необходимо начинать именно с партиципаторных форм, в то время как в области форм прямой демократии,  с учетом большого количества проблем, связанных с организацией и безопасностью, процессы цифровизации следует осуществлять осторожно и поэтапно.  

Д.э.н., профессор Э. Маркварт в своем докладе обозначил опыт Германии и ряда других европейских государств в сфере внедрения электронного голосования граждан. В современной конституционно-судебной доктрине европейских государств отражается настороженность по отношению к новым механизмам, отмечаются их недостатки и риски в части свободного и прозрачного осуществления форм прямой демократии.

По мнению д.ю.н., доцента А.А. Ларичева, использование электронных инструментов может способствовать улучшению реализации форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления, в том числе публичных слушаний, а также сделать менее ресурсоемкими и шире используемыми такие формы прямого волеизъявления как местные референдумы, голосование по изменению границ и преобразованию муниципалитетов.

При этом развитие электронной демократии более востребовано в средних и крупных населенных центрах, хотя улучшение соответствующей цифровой инфраструктуры на сельских территориях также не следует оставлять без внимания. Применительно к формам электронного голосования, как считает А.А. Ларичев, необходимо решить проблему ресурсозатратности применяемых технологий криптозащиты, подумать над возможностью перехода к многодневным формам организации голосований.   

Д.ю.н., профессор М.А. Липчанская в своем выступлении выделила основные факторы успешности внедрения электронного дистанционного голосования: всеобщность перехода на электронное голосование с постепенным исключением всех иных способов голосования; возможность многоуровневого контроля за результатами голосования; наличие многообразия форм доступа к связанным информационным системам.

Д.ю.н., профессор В.В. Таболин призвал в рамках выстраивания механизма электронного голосования сфокусироваться не на решении технических проблем, но прежде всего на улучшении практики реализации норм избирательного законодательства. Никакой совершенный технический механизм не будет работать в условиях нарушения избирательных прав граждан как самими организаторами, так и участниками избирательного процесса. Об отсутствии прямой связи между техническими инновациями и политическим процессом говорил и к.ю.н. Р.В. Петухов. Кроме того, по мнению Р.В. Петухова развитие информационных технологий в современной городской среде является лишь дополнительным фактором, атомизирующим, а не объединяющим сообщества граждан.  

В ходе круглого стола участники также ответили на ряд вопросов аудитории. Специалисты и эксперты, принявшие участие в мероприятии, высказались о конструктивности и содержательном характере состоявшейся дискуссии и выразили готовность продолжить соответствующий формат обсуждений на площадке Всероссийского государственного университета юстиции.